Козьмин Бузин Этнология Скачать

В 2008 г. исполнилось 40 лет со времени восстановления этнографического образования в Санкт-Петербургском государственном университете.На основании приказа Министерства высшего и среднего образования РСФСР от 14 июля 1967 г. № 326 и приказа по ЛГУ от 29 июля 1967 г. № 234-Д «в связи с увеличением подготовки специалистов и развитием учебной и научной работы в области этнографии и антропологии, на историческом факультете организована кафедра этнографии и антропологии». Год спустя, 20 июня 1968 г. Ученый совет исторического факультета в соответствии со штатным расписанием формирует преподавательский состав кафедры: зав. кафедрой, профессор Р.Ф. Итс – востоковед (АН СССР), доцент И.И. Гохман – антрополог (АН СССР), ассистенты А.В. Гадло – археолог (исторический факультет ЛГУ), Д.Г. Савинов – археолог (АН СССР). Этими актами было восстановлено этнографическое образование в Ленинграде. Этнография/этнология и физическая антропология как отрасли научной деятельности и как предметы преподавания в СПбГУ существовали с 80-х гг. XIX века. В настоящее время можно выделить несколько этапов их структурно-методического конституирования. Первый связан с комплексом наук, прежде всего естественных, исследующих древнейшие периоды человеческой истории в границах «доисторической археологии». В Университете происходит сложение основ палеоэтнологического направления — И.С. Поляков, К.С. Мережковский, А.А. Иностранцев. В 1887 г. на физико-математическом факультете профессор Э.Ю. Петри образовал кафедру географии и этнографии. Он начинает читать систематические курсы по антропологии, которую он понимал как науку о развитии человеческой культуры. Большую роль в становлении науки о человеке в Университете сыграло созданное при нем в 1888 г. Русское Антропологическое Общество (РАОПУ), которое в 1894 г скачать атлас плешаков от земли до неба атлас-определитель. возглавил Э.Ю. Петри. С образованием Общества можно наблюдать обособление предметной области физической антропологии. Сохранилась общая установка на неё, как науку средствами которой возможно «изучение человеческих рас вообще и преимущественно населяющих или населявших Россию в антропологическом, т.е. биологическом, этнографическом и археологическом отношениях». Судя по всему, процесс первоначального оформления этнографического образования в университете соответствовал тому, как это происходило в МГУ, в котором, под влиянием деятельности Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, в 1884 г. Д.Н.Анучин открывает кафедру географии и этнографии. В СПбГУ это время было связано с деятельностью Д.Г.Коропчевского и Ф.К.Волкова. Ф.К.Волков работал в палеоэтнологическом направлении и, едва ли не первым, предпринял попытки разделения антропологического знания по предметной сфере. В частности, на историко-филологическом (обществоведческом) факультете он предлагал создать кафедру археологии и исторической географии с преподаванием палеоэтнологии (доисторической археологии) и собственно этнографии. А на физико-математическом (естественном) — кафедру антропологии с преподаванием анатомической антропологии, палеоэтнологии и этнографии — этнологии. Эта программа так и не была реализована, и в течение первой половины ХХ столетия подготовка этнографов продолжала осуществляться в различных структурных подразделениях Университета. Такое положение объясняется многими причинами — это и дань предшествующей традиции, и роль взглядов ученых, занимавшихся преподаванием этнографии, и ее место в системе наук, и потребность общества в этнографических кадрах и, наконец, проблема наличия кадров, которые бы были в состоянии обеспечить учебный процесс. Следующий этап истории этнографического образования в Петроградском/Ленинградском университете был связан с географическим факультетом. Основателями факультета/отделения являются Л.Я.Штернберг (с декабря 1918 г. — декан) и В.Г.Богораз, считавшие этнографию «венцом всех гуманитарных наук, ибо она изучает всесторонне все народы, все человечество в его прошлом и настоящем». Фактически, не будучи профессионалами, но имея огромный опыт полевой работы в традиционных культурах, они, по сути, явились основателями отечественной школы подготовки этнографов. Разработанная и реализованная ими технология подготовки специалистов, в значительной части актуальна и в настоящее время. В августе 1937 г. на базе литературного и лингвистического факультетов закрытого ЛИФЛИ, в ЛГУ был организован филологический факультет, а в июне 1938 г. на факультете восстановлено отделение этнографии. Этнографическое образование на филфаке возглавил выпускник этнографического отделения географического факультета этнограф, востоковед-арабист, профессор И.Н. Винников. Вероятно, именно это обстоятельство предопределило организацию учебного процесса на этнографическом отделении. В 1938 г. И.Н. Винников публикует учебный план специализации, который во многом как стратегически, так и структурно повторяет учебный план географического факультета (Винников 1938: 232-233; 1940: 212-214; 1941: 175-176). В частности, основу профессиональной подготовки составили 8 «циклов» или «уклонов» с введением предмета «Основной язык», который соответствовал специализации студента в частной этнографической проблематике. В послевоенный период кафедра этнографии переводится на восточный факультет. В 1949 г. в связи с упорядочиванием специализаций с исторического на восточный факультет переводится кафедра истории Востока, а с восточного на исторический — кафедра этнографии, которая объединяется с кафедрой археологии в кафедру археологии и этнографии. В 1952 г. истфак окончили последние студенты, специализировавшиеся по этнографии, и этнографическое образование в ЛГУ прекратило свое существование. Причиной тому, по мнению А.В. Гадло, послужили идеологические основания. Судя по всему, основную роль в «затухании» этнографии в Университете сыграла проблема кадров. Практически все преподаватели в это время являлись сотрудниками Академии Наук. Р.Ф.Итс считал, что «кафедра этнографии на историческом факультете со специфическим набором востоковедческих дисциплин оказалась инородным телом и прекратила свое существование». Таков путь этнографического образования в Университете в середине ХХ в. Эта ситуация, конечно же, не осталась без внимания. Уже в период структурного объединения этнографии и археологии на историческом факультете ЛГУ заведующий кафедры профессор М.И.Артамонов воспринимал этот перевод как явление временное. Он считал, что «этнографы восприняли переход на кафедру археологии как катастрофу. Принципиально совершенно правилен перевод этнографической специализации на исторический факультет. Необходимо поднять этнографическое образование, а для этого требуется активность специалистов этнографов. В дальнейшем, кафедра должна быть самостоятельной». Институт этнографии неоднократно ставил вопрос о восстановлении этнографического образования в Ленинграде. Его постановка мотивировалась тем, что, как отмечал Р.Ф. Итс, в «Ленинграде, где родилась отечественная этнография, где существовали и существуют единственные в стране музейные центры по этнографии народов мира и этнографии народов СССР, где функционирует Ленинградская часть института этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР и этнографическое отделение ГО СССР, где имеются редкие этнографические библиотечные собрания, была прекращена подготовка специалистов-этнографов для научной, музейной и практической деятельности. Такое положение не могло быть терпимым». Это, конечно же, не означало кадрового дефицита в этнографических центрах города. Институт и Музей пополнялись успешно работающими там и в настоящее время выпускниками восточного, филологического и исторического факультетов Университета. В то же время, каждая система подготовки специалистов, даже в довольно близких сферах, имеет свою специфику, что затрудняет их последующую интеграцию в единый коллектив и требует ее еще на студенческой скамье. Можно обратиться к выше приведенным нормативным актам, в соответствии с которыми решением Президиума Академии Наук СССР и Министерства высшего и среднего образования РСФСР доктор исторических наук Р.Ф. Итс с 1 августа 1968 г. был переведен на исторический факультет ЛГУ в качестве главы кафедры этнографии и антропологии. В 1970 г. он избирается профессором Университета. Университет (ректор, профессор К.Я.Кондратьев) и факультет (декан, профессор В.В. Мавродин) оказали поддержку в образовании кафедры. Так, на основании ходатайства ректора ЛГУ Министерство выделило первоначальные ставки, декан перевел на кафедру младшего научного сотрудника кафедры истории СССР А.В. Гадло. В первоначальном коллективе кафедры, антропологом, в соответствии с ее названием, был только И.И. Гохман, наглядно демонстрирует проблему кадров, но именно ему принадлежит заслуга в ее решении, как для университета, так и для этнографических центров города и отчасти страны. Работа началась 1 августа 1968 г. По воспоминаниям Р.Ф.Итса: «Август ушел на разработку программ общих и специальных курсов, подготовку лекций, отбор студентов, желающих специализироваться по этнографии и антропологии. Это было напряженное и прекрасное время, Восстанавливалось этнографо-антропологическое вузовское образование, и вместе со студентами молодые преподаватели тоже учились, познавая специальность педагога и этнографа, постоянно опережая своих учеников, отдавая им все свои знания, энергию». По замыслу Р.Ф.Итса, в деятельности кафедры должна была возродить­ся российская традиция комплексного этнографо-антропологического образования. В первоначальном виде ее оценить сложно, поскольку она была озвучена только в 1982 г., но начало реализации этой программы приходится уже на 1968/1969 учебный год. Очевидно, что коллектив кафедры ориентировался на «географический этап», поскольку руководством, определяющим отношение к процессу профессиональной подготовки этнографов, были известные «Десять заповедей этнографа» Л.Я.Штернберга и В.Г.Богораза, две из которых, он любил приводить —«Первая. Этнография — венец всех гуманитарных наук, ибо она изучает всесторонне все народы, все человечество в его прошлом и настоящем. Вторая. Не делай себе кумира из своего народа, своей религии, своей культуры, Знай, что все люди потенциально равны: нет ни эллина, ни иудея, ни белого, ни цветного. Кто признает один народ — не знает ни одного, кто признает одну религию, одну культуру — не знает ни одной». В связи с первой, осознавая значимость этнографии как самостоятельной дис­циплины, познающей историю народов и распространяющей знания о них, Р.Ф.Итс считал ее наукой, способствующей росту взаимопонимания между наро­дами. Поэтому делом первостепенной важности он считал под­готовку этнографических кадров, от уровня компетентности которых зависят судьба и перспективы развития этнографии в целом. Он писал, что «этнография — это наука не только о раритетах, о культурно отсталых народах, об их традициях и обычаях, фольклорно-этнографическом быте, но и наука о бурном развитии современного этапа этнической и культурной истории мира … а также о будущих этнических преобразованиях на планете». В этой связи возникает отличие «исторического» этапа этнографического образования от «географического» (практическая направленность) и «филологического» (региональная специализация на основе языковой подготовки). Оно состоит в подготовке универсального специалиста, потенциально способного к занятиям в различных сферах этнографии. Такая стратегия была отмечена в качестве одной из возможных Редколлегией «Антропологического форума», посвященного современным проблемам образования в антропологии и социальных науках. Р.Ф.Итс полагал, что этнографическое образование должно проистекать в последовательности «Университет – Академия Наук – Университет» не только в связи с подготовкой кадров, условно, для АН, но и поддержкой образовательного процесса со стороны ученых-этнографов. Реализация этой программы начала осуществляться буквально с первого учебного года систематическими занятиями студентов в библиотеке, доступом в фонды Института и Музея, для антропологической специализации непременным присутствием на заседаниях сектора, практически ежедневной работой с антропологическими коллекциями. В это время предметы специализации начинают преподавать ведущие специалисты не только Ленинграда, но и Москвы. В разные годы, со студентами кафедры работали Ю.Д.Беневоленская А.О.Бороноев, Н.А.Бутинов, Ю.Б.Вахтин, Н.М.Гиренко, Н.Г.Краснодембская, Т.А.Крюкова, В.П.Курылев, Л.Н.Молотова, Л.П.Потапов, Б.Н. Путилов, А.М.Решетов, Е.Н.Студенецкая, И.Н.Уханова, К.В.Чистов, А.А.Зубов, П.И.Пучков, Г.Л.Хить, М.А.Членов. Структура образовательного процесса формировалась исходя не только из предшествующей традиции, но и из организационных основ современных научно-исследовательских коллективов, а также предметной сферы этнографии. Так, само название кафедры, согласовывалось с двумя основными профилями научной деятельности Института — этнография и антропология. Собственно антропологическая составляющая была реализована только в начальный период существования кафедры. И это было связано не столько со сложностью подготовки антрополога как специалиста в сфере биологии вида Homo sapiens. Уже первые студенты, которые начали в 1968 г. специализироваться в антропологии (план специализации был разработан Р.Ф.Итсом и И.И.Гохманом) занимались не только общеисторическими, этнографическими и антропологическими дисциплинами на историческом факультете. На биофаке ЛГУ они проходили подготовку по таким предметам как общая биология и практические занятия по курсу, анатомия человека и практикум, генетика человека, биометрия, сравнительная анатомия, имели возможность прослушать спецкурсы по серологии, одонтологии, дерматоглифике и т.д. То есть базовое антропологическое образование было вполне достаточным. Не случайно, в сектор антропологии были распределены ряд выпускников, которые фактически удовлетворили потребности Института в кадрах. Последующие попытки сохранения антропологической специализации в виде подготовки специалистов, способных работать как в сфере антропологии, так и этнографии, в связи с гуманитарными предпочтениями студентов, не получили систематической реализации. Тем не менее, современная кафедра в учебном плане сохранила четыре антропологических курса, обеспечивающих выпускника основами знаний в сфере физической антропологии, в том числе один большой методический. Универсализм выпускника кафедры обеспечивал учебный план, который и в настоящее время содержит три блока дисциплин, распределенных на весь период обучения, а также условие специализации по кафедре начиная с I курса. Основу подготовки составили циклы лекционных курсов: общеобразовательные этнографические, общетеорети­ческие и методико-инструментальные. Первый цикл объединяет введение в специальность, историю и историографию этнографической науки, полный набор региональной этнографии. Второй — условно общетеоретический, который «включает всесторонний анализ основного объекта этнографической науки — этноса, характеристику его предметной области и соотношение этнографии со смежными дисциплинами». Это довольно широкий набор дисциплин, раскрывающих различные предметные характеристики этноса: языкознание, впоследствии этнолингвистика, фольклор, народное искусство и промыслы, этнопсихология, этнодемография и т.п. Третий цикл содержит методико-инструментальные дисциплины — методику полевых этнографических исследований, этнографическое источниковедение, отраслевую библиографию, комбинаторно-статистические методы в этнографии, этносоциологию (как предмет и методику исследования этничности). В течение всего периода обучения студенты принимают участие как минимум в трех этнографических экспедициях, трех годичных спецсеминарах, должны прослушать пять предметных или региональных спецкурсов, проходят профильные музейную и архивную практики. Очевидно, что первоначально такую программу реализовать было довольно сложно. Р.Ф.Итс пишет, что кафедра этнографии и антропологии «возникла прежде всего как центр подготовки специалистов по народам Севера и Сибири, а также европейской части СССР», но к середине 80-х годов она была выполнена полностью. В силу значительного объема часов, выделяемых на специализацию (в настоящее время 4981 час), специализация начинается с I курса. Гармоничное сочетание фундаментальных и вспомогательных дисциплин позволило кафедре не принимать участия в дискуссии по проблемам этнографического образования в высшей школе, на которой обсуждались в основном решенные проблемы. Можно отметить и наличие особой научно-педагогической идеологии кафедры — историческая этнография как одна из предметных областей этнографии, изучающая «вопросы, связанные с расселением этнических общностей и их генезисом, а также с их экономикой и социальной структурой, с динамикой их материальной и духовной культуры, отражающей исторические изменения, происходящие в недрах той или иной конкретной области, взаимодействия между общностями». Это стало возможным в связи с изначальной научной специализацией преподавателей. Так, Р.Ф. Итс занимался проблемами этногенеза и этнической истории народов Южной и Восточной Азии, А.В. Гадло — этнической историей народов Северного Кавказа и юга России, Д.Г. Савинов — проблемами этно- и культурогенеза народов Центральной Азии и Южной Сибири. В этой связи Р.Ф. Итсом была разработана методология учебного курса «Методика этногенетических исследований», который в течение многих лет читался на кафедре, Д.Г. Савинов проводил опыты в рамках спецкурсов и спецсеминаров по теме «Палеоэтнография».Современное критическое отношение к былому увлечению отечественных этнографов этногенетической и этноисторической проблематикой вроде бы позволяет подвергать сомнению обозначенную выше идеологию, однако может корректироваться мнением о том, что «этнической историей можно называть как подход к изучению прошлого этнической общности, так и область этнологии, использующей такой подход». К настоящему времени кафедра выпустила восемь сборников статей под общим названием «Историческая этнография». На период открытия кафедры профильная учебная литература практически отсутствовала. Показательным является список литературы в учебнике «Основы этнографии» 1968 г. Практически вся она сводится к перечню серии «Народы мира», либо к региональным монографиям. Сложно представить, что студент-историк физически в состоянии освоить такой объем источников. Применительно к специализации в распоряжении преподавателей были два учебника С.А. Токарева и пособие Г.Г. Громова. Р.Ф. Итс является автором двух учебников. Первый вышел в свет еще в 1961 г. (Итс и др. 1961). Но его имя связано прежде всего с уникальным для отечественной историографии учебником по введению в специальность (Итс 1974, 1991). Его содержание довольно полно проанализировано (Гадло и др. 1993), поэтому мы считаем возможным отметить только то, что во втором издании в соответствии с приведенным выше научно-педагогическим кредо введены главы «Этногенетические исследования (о значении различных источников в рамках комплексного подхода) и «Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого АН СССР», директором которого он оставался до конца жизни. Для многих поколений студентов ВУЗов этот текст раскрывает многообразный мир этнографического знания. Существует мнение, что данное из­дание было подготовлено под влиянием книги Н.Н. и И.А. Чебоксаровых «Народы, расы, культуры», вышедшей в свет в 1971 г., но в 1968 г. Р.Ф. Итс начинает чтение курса «Введение в этнографию» по схеме, реализованной в учебном пособии. На наш взгляд, основанием схемы пособия явилась первая часть «Этнографии» В. Харузиной 1909 г. В нем нашли отражение такие аспекты, как история этнографической науки, задачи и предмет этнографии, этнографический и вспомогательный источники, методы этнографии, терминология, но материал пособия отразил современное состояние этнографической науки. Существенным является то, что пособие лишено профес­сиональной узости и стало полезным, интересным и нужным не только будущим этнографам, но и студентам, аспирантам, научным сотрудникам различных специальностей. Под влиянием этой работы сотрудники кафедры выпустили ряд учебных пособий, которые, согласно опыту «Введения в этнографию», ориентированы не только на студентов, специализирующихся в сфере этнографии, но и на более широкий круг обучающихся. Хотя справедливости ради следует отметить, что состояние учебной литературы по специальности и в настоящее время абсолютно неудовлетворительно. Подчеркивая мировоззренческое предназначение этнографической науки, Рудольф Фердинандович полагал возможным преподавание этнографии в университетах в качестве общеобразовательного курса.С 1970 г. общий для всех историков курс «История первобытного общества и основы этнографии» был разделен на два самостоятельных. С этого времени курс «Этнография/этнология» на всех отделениях факультета читается преподавателями кафедры. С 2002 г. на факультете вводится общеобразовательный курс «Историческая этнография Северо-Запада России», который также обеспечивает кафедра. Преподаватели кафедры читают общефакультетские элективные курсы: «Традиционные культуры народов мира», «Антропогенез», а для отдельных кафедр и специальностей ряд курсов специализации: «Историография и источниковедение этнографии народов России», «Этнография народов России», «Этнография народов зарубежной Европы», «Восточнославянская этнография». Преподавание «Этнологии» ведется на философском и филологическом факультетах СПбГУ. К настоящему времени кафедра подготовила около 400 специалистов, работающих в различных сферах общественной деятельности. Можно с уверенностью утверждать, что цели, которые ставил перед кафедрой Р.Ф. Итс, и которые он и его коллеги реализовывали в своей деятельности, достигнуты. В настоящее время, из девяти штатных сотрудников кафедры, восемь являются ее выпускниками, тем самым решена проблема университетских кадров, способных заниматься воспроизводством специалистов. Выпускники кафедры возглавляют академические институты и их структурные подразделения, университетские и институтские кафедры, музейные центры, работают в органах власти и управления, различных образовательных учреждениях. Около трети научных сотрудников Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и Российского этнографического музея, это выпускники кафедры. Об уровне профессионализма выпускников кафедры говорит не только широта возможностей реализации их подготовки, но и тот факт, что двенадцать из них, включая прошедших аспирантуру, являются докторами наук, более 90 — защитили кандидатские диссертации. В 2003–2005 гг. кафедра разработала пакет регламентирующих и методических документов Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Этнология», каковое в современном перечне ГОС ВПО отсутствует. С другой стороны, на основании Указа Президента Российской Федерации № 1332 от 9.09.2008 г., Санкт Петербургский государственный университет вошел в перечень федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым предоставлено право самостоятельно устанавливать образовательные стандарты и требования для реализации ими образовательных программ высшего профессионального образования. Это обстоятельство позволяет кафедре сохранить традиции подготовки специалистов, сложившиеся за сорокалетний период ее современной истории. В последние годы в развитии кафедры произошли значительные изменения практически во всех сферах её деятельности. В связи с изменением кадровой политики на факультете, кафедре пришлось отказаться от помощи совместителей, в связи чем её штат пополнился двумя преподавателями на постоянной основе: к.и.н. А.А.Казарницкий полностью обеспечивает цикл по физической антропологии, ассистент Н.А. Попов ведёт курсы по этнографии народов зарубежных регионов.С 2010 г. весь факультет перешел на двухуровневую систему подготовки по направлению «История». Кафедре удалось за счет частичного сокращения объема часов сохранить все предметы специализации. Была проведена большая работа по методическому обеспечению учебного процесса — вновь отредактированы программы учебных курсов, выпущен ряд учебных пособий.1 В научной сфере, коллектив кафедры, с одной стороны, продолжил исследовательскую работу по направлению «Историческая этнография», в рамках которого были проведены традиционные, с 2004 г., международные конференции под общим названием «Полевая этнография»2 С другой, в современных условиях обращения этнографической науки к поиску методов исследования этничности, кафедра определила относительно новое для себя направление — изучение феномена «малой группы в этнографии». С 2009 года на страницах «Вестника Санкт-Петербургского университета» образовался своеобразный дискуссионный клуб,3 ежегодно проводятся симпозиумы с участием не только преподавателей кафедры, но и ученых этнографических центров Санкт-Петербурга. Последние два издания кафедры — «Историческая этнография» посвящены этой проблематике.4 30.9 – 1.10 2013 г. кафедрой была проведена Международная научная конференция «Динамика традиционной культуры. Полевая этнография – 2-13», посвященная 45-летию кафедры этнографии и антропологии Санкт-Петербургского университета и 85-летию со дня рождения её основателя профессору Р.Ф.Итса. Оказалось, что кафедра помнит не только Учителей, но и Учеников. 1. Верняев И.И. Русские: историко-этнографическая характеристика: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2006; Верняев И.И. Историко-этнографическая характеристика этнотерриториальных групп русских: Часть I: Русские в Казахстане и российско-казахстанском приграничье в ХVIII – начале ХХ в.: Учебно-метод. пособие. – СПб, 2006; Чистяков А.Ю. Этнография Западной Европы. Этногенез и этническая история народов Западной Европы: учебно-методическое пособие. СПб., 2007. Чистяков А.Ю. Этнография Северо-Запада России: водь, ижора, ингерманландские финны: этническая история и культура. Учебно-методическое пособие. СПб., 2007; Бузин В.С. Этнография русских. Учебное пособие. Спб.,2007; Бузин В.С. Пассионарная теория этноса Льва Николаевича Гумилева. Учебное пособие. СПб., 2008; Этнография восточных славян. Учебное пособие. СПб. 2012.2. Международная научная конференция «Полевая этнография – 2006». Материалы конференции. СПб., 2007; Полевая этнография – 2008. Материалы международной научной конференции. СПб., 2010; Научная конференция «Динамика традиционной культуры». Полевая этнография 2013. Программа конференции СПбГУ. 2013.3. Белков П.Л., Верняев И.И., Новожилов А.Г.Малые группы в этнографии: постановка проблемы //Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. СПб., 2009. № 3.4 Малые этнические и этнографические группы. Историческая этнография № 3. СПб, 2008; Источники и методы изучения малых групп в этнографии. Историческая этнография № 4. Что можно почитать об истории этнографического образования в СПбГУ.Проблемы археологии и этнографии. Межвузовский сборник. Вып. 1 / Под ред. М.И. Артамонова, Р.Ф. Итса. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. 144с;Материалы по истории Санкт-Петербургского университета. 1917-1965. Обзор архивных документов / Сост. Е.М.Балашов и др.; Под ред. Г.А.Тишкина. СПб., 1999. С. 81.Бузин B.C. Этнография восточных славян: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. 96 с.; Бузин B.C. Этнография русских. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. 421 с.;Бузин В.С. Пассионарная теория этноса Льва Николаевича Гумилева. Учебное пособие. СПб., 2008. 71 с.Винников И.Н. Вновь организуемое этнографическое отделение на филологическом факультете Ленинградского государственного университета // Советская этнография. Сб. статей. Т. I. М.; Л., 1938.Винников И.Н. Первый этнографический диспут в Ленинградском государственном университете // Советская этнография. Сб. статей. Т. 4. М.; Л., 1940. Винников И.Н.Программа кандидатских испытаний по специальности этнография // Советская этнография. Сб. статей. Т. 5. М.; Л., 1941.Гаген-Торн Н.И. Лев Яковлевич Штернберг. М., 1975.Гадло А.В. Этнография народов Сибири и Дальнего Востока: Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. 84 с.;Гадло А.В., скачать игру majesty 2 Козьмин В.А., Цветкова Н.Н. Рудольф Фердинандович Итс: ученый, педагог, популяризатор науки //Этносы и этнические процессы. Памяти Р.Ф.Итса / Отв. ред. В.А.Попов. М., 1993.Историческая этнография: Памяти Р.Ф. Итса. Межвузовский сборник / Под ред. А.В. Гадло, Р.Ф. Итса. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993. 184 с. (Проблемы археологии и этнографии. Вып. 4.);Кафедра этнографии и антропологии // Исторический факультет в прошлом и настоящем. Справочник для абитуриентов и студентов / Отв.ред. И.Я.Фроянов. СПб., 1998.Гадло А.В. Этнография народов Средней Азии и Закавказья: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. 96 с.;Историческая этнография. Вып. I. Вопросы этнической истории народов России. Межвузовский сборник / Под ред. А.В.Гадло. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. 202 с.Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Учебное пособие для исторических факультетов университетов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. 160 с.Итс Р.Ф. Место этнографии в системе университетского образования // Вестник АН СССР. 1982. № 3.Историческая этнография: традиция и современность. Межвузовский сборник / Под ред. Р.Ф. Итса. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. 184 с. (Проблемы археологии и этнографии. Вып. 2);Итс Р.Ф. Кафедра этнографии и антропологии // Вопросы истории исторической науки. Сб. статей. / Отв. ред. И.Я.Фроянов. Л., 1984.Историческая этнография. Межвузовский сборник / Под ред. Р.Ф. Итса. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 160 с. (Проблемы археологии и этнографии. Вып. 3.);Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Учебное пособие для студентов гуманитарных специальностей вузов. 2-е изд., испр. и доп. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 169 с.Козьмин В.А. Кафедра этнографии и антропологии // Исторический факультет Санкт-Петербургского университета 1934-2004. Очерк истории / Отв.ред. А.Ю.Дворниченко. СПб., 2004.Историческая этнография. Вып. 2. Динамика этнической культуры народов России. Сборник статей / Под ред. В.А.Козьмина. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. 254 с;Историческая этнография. Вып. 3. Малые этнические и этнографические группы. Сборник статей / Под ред. В.А.Козьмина. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. 356 с.Марков Г.Е., Соловей Т.Д. Этнографическое образование в Московском государственном университете. (К 50-летию кафедры этнографии исторического факультета МГУ)// Советская этнография. 1990. № 6.Памяти Л.Я.Штернберга. 1861-1927. Л., 1930.Пименов В.В. Подготовка профессионального этнографа: проблемы перестройки // Советская этнография. 1988. № 3. С. 65. Обсуждение проблемы см.: Советская этнография. 1988. № 4, 6; 1989. № 3.Решетов А.М. Рудольф Фердинандович Итс (1928—1990): человек, ученый, педагог // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2004. Сер.2. История. Вып. 1-2.Станюкович Т.В. Из истории этнографического образования // Труды Ин-та этнографии. Т. 95. 1971. С. 123-138.Тихонов И.Л. Археология в Санкт-Петербургском университете. Историографические очерки. СПб., 2003.Историческая этнография: Русский Север и Ингерманландия. Межвузовский сборник. К 60-летию со дня рождения проф. А.В. Гадло / Под ред. И.Я. Фроянова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. 208 с. (Проблемы археологии и этнографии. Вып. 5); скачать фильм побег из вегаса через торрент в хорошем качестве

Нашлось

47884 статьи по запросу «козьмин бузин этнология скачать»

козьмин бузин этнология скачать
18.03.2017 21:40:18

Козьмин В.А. (отв. ред.) Историческая этнография. Вып. 3 ...

11 окт 2014 ... Козьмин В.А. (отв. ред.) Историческая ... Бузин В.С., Егоров С.Б. - Субэтносы русских: проблемы выделения и классификации.

козьмин бузин этнология скачать
13.03.2017 22:40:18

История кафедры

13 мар 2014 ... Этнография/этнология и физическая антропология как отрасли научной ..... Спб.,2007; Бузин В.С. Пассионарная теория этноса Льва Николаевича Гумилева. ... Козьмин В.А. Кафедра этнографии и антропологии ...

козьмин бузин этнология скачать
14.03.2017 21:40:18

Кафедра этнографии и антропологии СПбГУ — Википедия

Кафедра этнографии и антропологии СПбГУ — кафедра исторического факультета ... Сотрудниками кафедры являются В.С. Бузин, И.И. Верняев, В. А. ... Кафедра этнологии МГУ ... Козьмин В. А. Кафедра этнографии и антропологии // Исторический ... Создать книгу · Скачать как PDF · Версия для печати ...

козьмин бузин этнология скачать
13.03.2017 22:40:18

ЭТНОГРАФИЯ ПОД РЕДАКЦИЕЙ Ю. В. БРОМЛЕЯ И Г. Е ...

термин «этнология» не получил распространения, и этнография .... всего в таких аналогичных этнографии дисциплинах, как этнология, культурная и ...

козьмин бузин этнология скачать
16.03.2017 21:40:18

Южнорусская этнографическая группа — Википедия

Южнорусская этнографическая группа (также южнорусская историко- культурная зона, .... Бузин В. С., Егоров С. Б. Субэтносы русских: проблемы выделения и ... северной зоны // Русские. Монография Института этнологии и антропологии РАН / под ред. ... Создать книгу · Скачать как PDF · Версия для печати ...

козьмин бузин этнология скачать
21.03.2017 22:40:18

Полевая-этнография СПб 2014 | Елена Фроленова - Academia.edu

Бузин B. C. Этнография восточных славян: Учебное пособие. ..... фического эксперимента В. А. Козьмин, который считает его одним из наиболее важ- ...

козьмин бузин этнология скачать
13.03.2017 21:40:18

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

Этнология, история, археология, культурология / Российская академия наук, Музей ...... В.А. Козьмина и В.С. Бузина. М.: Юрайт, 2013. С. 399–423. 85.

Коллинз Сьюзен Книги Скачать Козьмин Бузин Этнология Скачать Золушка 2015 Скачать Торрент Игра Скалолазка Скачать Торрент Звери Скачать Лучшее Торрент Игру Майнкрафт 1.5.2 Скачать Игра Damnation Скачать Торрент Драйвер На Компьютер Скачать Драйвер Для Intel Видеокарты Драйвера Acer Aspire V3-571g Дискография Кажэ Обойма Торрент Дискотека 80 Русские Скачать Дорога Домой Торрент Скачать Драйвер Digital Wireless Camera Гост 12820-80 Фланцы Плоские Гимн Ростовской Области Скачать Голубые Береты Сборник Скачать Глюкоза Согрей Скачать Песню Герметик Абро Черный Инструкция Гоголь-мертвые Души Скачать Fb2 Головоломка Змейка Схемы Сборки Скачать Игру Через Торрент Test Drive Unlimited 2 Скачать Игру Ездить На Русских Машинах Через Торрент Скачать Игру Через Торрент Civilization 5 На Русском Скачать Игру Геометрии Даш На Андроид Полную Версию